Человек и море: схватка один на один

Как одиночки бросали вызов стихии и преодолевали океаны
klaus-kramer.de

Видеоблог о море, людях и яхтах.

Вся жизнь человечества неразрывно связана с морем. Вряд ли кто-то может точно определить момент первого выхода человека в море на бревне или долбленой лодке, но история однозначно указывает, что человечество расселялось по планете с использованием превалирующих ветров. А значит, использовало море с древних времен.  Норвежский ученый — путешественник Тур Хейрдал, несколько раз прошел путь древних мореплавателей на камышовых лодках и бальсовом плоту.

Тур Хейрдал (в середине) /wikimedia.org

История развития мореплавания написана несчетным количеством трагедий и не менее несчетным количеством побед человека над морской стихией. В конечном итоге, отношения человека и моря пришли к гармоничному сосуществованию друг с другом.  

И всегда во все времена, при встрече человека и моря, вставал вопрос силы духа человека. Мой опыт говорит, что моря не следует бояться. Его надо просто уважать, отвечая на его вопросы без страха. И тогда море тоже начинает относиться к вам, с уважением. Потому что оно живое.

И пока парусная жизнь взяла паузу после последнего розыгрыша Кубка Америки, я постараюсь рассказать о многогранности взаимоотношений человека с морем.  И первый рассказ -- о тех, кто в одиночку бросил вызов океану.

Одиночки в океане

Сегодня, в начале 21 века, рассказами об одиночках, самостоятельно пересекающих океан, никого не удивить. Обыватели думают, что электронная навигация, глобальная система безопасности на море, да и новые материалы сделали этот путь легким, как дорожка в соседний магазин. Многие слышали о кругосветках Федора Конюхова и несколько меньше знают об одиночках Виктора Языкова. Те, кто интересуются парусным спортом, знают о кругосветках одиночек. Сегодня практически везде в местах яхтенных стоянок можно встретить людей, путешествующих вокруг света на яхтах в одиночку или парочками. Отчасти это правда. Современные средства навигации, связи, опреснители, радары и другие полезные вещицы, облегчают кругосветное путешествие, но когда вдруг случается непредвиденная ситуация, остаются лишь знания, умения и сила духа.

/wikimedia.org

Известно, что при движении в океане друг другу навстречу, время до столкновения парусной яхты с моторным судном, показавшимся на горизонте, составляет примерно 20 минут.  У одного моего знакомого, пересекавшего Атлантику, сломался радар, и он в течение пятнадцати дней спал, заводя будильник через каждые двадцать минут. Поэтому, планируя отправиться в кругосветку, спросите себя: «А готов ли я? А хватил ли мне силы?»

Каждый приходит к своей одиночке сам. У кого-то это странная случайность, у кого-то осознанный выбор. Но ни в том, ни в другом случае никто не может предугадать последствия.

Анна Гаш: первая женская кругосветка

Формально, первое женское кругосветное путешествие записано за польской яхтсменкой Кристиной Хойновской-Лискевич. Но за полгода до нее пожилая австралийка Анна Гаш, медсестра по профессии, воспитавшая шестерых детей и четырех внуков, решила выйти в плавание из Австралии до Британии. Гаш по воскресеньям играла на свирели в местной церкви. Записав кассету со своей музыкой, она отправила ее дочери в Лондон в качестве подарка на рождество. А та отнесла кассету на BBC, где в тот момент объявили конкурс игроков на свирели. И Гаш пригласили в Англию.

Денег у медсестры было не много, зато была старая и очень плохо оборудованная яхта-фольбот «Илимо».  Плавание началось в 1975 г. Идти по морю Анна училась прямо на океанских просторах, поскольку до этого вообще никогда не выходила в открытые воды. Пережив множество событий, трагических и смешных, Анна добралась до Англии, успев на фестиваль. Как участницу ее пригласили в турне по Европе, а домой она снова отправилась на своей «Илимо», но… вокруг земного шара. Почти все ее путешествие прошло в одиночку, лишь на небольшом отрезке пути она взяла на яхту пассажира.

В конце 1977 г. Анна возвратилась в Австралию, так же незаметно и скромно, как и стартовала. Кругосветное плавание австралийки, совершенно обыкновенной женщины, немолодой и не яхтсменки — явление исключительное в мировом яхтенном плавании. Но, по ее словам, это было прекрасное переживание, ценное особенно тем, что она достигла его собственными средствами. Безумству храбрых, как говорится…