Стартовал последний этап отбора яхты «Претендента» на Кубок Америки

Первые две гонки – за итальянцами
Яхта команды INEOS Team UK

В новозеландском Окленде сошлись в эпохальной битве команды Великобритании и Италии. Отборочный этап проходит на абсолютно инновационных лодках. Его победитель получит за кубок Prada и официальное звание «Претендент», а 6 марта 2021 года вступит в борьбу за величайший трофей в мировом парусном спорте с сегодняшним его обладателем – Emirates Team New Zealand.

Команду Великобритании INEOS Team UK в бой ведет один из знаменитых британских яхтсменов, четырехкратный олимпийский чемпион и пятикратный призер Олимпийских игр, двенадцатикратный чемпион мира – сэр Бен Эйнсли, ставший кавалером ордена Британской империи за свои парусные победы. Эйнсли уже выигрывал Кубок Америки в роли тактика команды Oracle Team USA в 2013 году – как раз против Emirates Team New Zealand, и для него это уже пятый старт в престижнейшем кубке и первый в роли руководителя команды и ее шкипера.

Яхта Luna Rossa Prada Pirelli

В противниках у британцев Luna Rossa Prada Pirelli Team из Италии, ведомая Максом Сирена – яхтсменом, посвятившим всю свою жизнь борьбе за Кубок Америки. Родившись в 1973 году, он безостановочно принимал участие в кампаниях 2000, 2003, 2007, 2010, 2017, в большинстве своем в составе Luna Rossa Team.

Розыгрыш проводится в формате матчевых гонок, когда в гонке принимают участие всего две яхты до семи побед. Команда, первой набравшая победный результат, получает статус «Претендента» и в марте сразится за главный трофей Кубка – серебряный молочник, учрежденный в качестве приза Королевой Викторией в 1851 году.

Сегодня по расписанию прошло две гонки. После первого дня результат: 2-0 в пользу Luna Rossa Prada Pirelli. В первой гонке англичане допустили обидную ошибку на старте – лодка катастрофически потеряла скорость, свалившись из режима полета (Fly) в водоизмещающий режим. Во второй гонке итальянцы наращивали свое преимущество метр за метром на протяжении всей дистанции. И это тревожный сигнал для англичан, говорящий о том, что пока все плохо с настройками. Хотя, как известно, Бен Эйнсли «долго запрягает коней».

Бен Эйнсли

Особенностью этого розыгрыша является тот факт, что соревнование проходит на абсолютно инновационных лодках, которые до конца непонятны абсолютно всем его участникам, так что наверняка нас ждут интереснейшие гонки, удивительные и драматические ситуации -- вроде потрясшего всех взлета в воздух яхты American magic, в результате оставивший американцев в этом розыгрыше без мест. Завтра следующие две гонки.

Посмотреть живую трансляцию, а также самые важные моменты можно на сайте Кубка Америки.

А пока вернемся к продолжению истории Кубка Америки, начатой в предыдущей публикации.

Мы остановились на моменте, когда Кубок, выигранный шхуной «Америка» в гонке вокруг острова Уайт прочно занял свое место на полке Нью-Йоркского яхт-клуба, и Виктория лично написала в клуб письмо с просьбой дать отыграться.

Герои, выигравшие кубок, пожертвовали трофей Нью-Йоркскому яхт-клубу в соответствии с актом дарения, в котором говорилось, что трофей должен стать «вечным переходящим кубком для дружеских соревнований между странами». Так родился Кубок Америки, названный в честь победившей шхуны Америка.

До 1895 года кубок разыгрывался девять раз с один и тем же результатом. Претенденты из разных стран менялись, но кубок как заколдованный все время возвращался на свое законное место – полку в Нью Йоркском яхт клубе. А потом наступила эпоха Липтона.

Знаменитый ирландский чайный магнат сэр Томас Липтон начиная с 1899 года пять раз подряд бросал вызов американцам на специально построенных яхтах «Шамрок» -- и все пять раз оказывался в проигрыше. Когда в 1930 году Липтон проиграл в пятый раз, представители Нью Йоркского яхт-клуба наградили его специальным кубком за стремление и волю, а к самому Липтону навсегда приклеилось прозвище «милого неудачника». И хотя Липтон так и не выиграл Кубок Америки, он стал одним из первых, кто представил миру идею спонсорства спорта и получил от этого отличные дивиденды. 

До 1930 года розыгрыши кубка проводились на яхтах разных классов. Претенденты и владельцы кубка строили лодки «кто во что горазд» и в реальности невозможно было понять какая из команд лучше, так как скорость определялась размером кошелька спонсора.

Наконец, в 1930 году было принято эпохальное решение: проводить розыгрыш Кубка Америки на яхтах монотипах по стандартам класса. Конструктора и верфи и были разными, но главные размеры, веса, площади парусов стали стандартными для всех яхт. В качестве яхты для розыгрыша был выбран J-класс. Это был период величайшей красоты соревнования, когда великолепные яхты с высоченным мачтами, несущие невероятное количество парусов, бороздили воды Род-Айленда и радовали глаза зрителей. Но красота продлилась недолго. Начавшаяся Вторая мировая война положила конец J-классу и следующий розыгрыш кубка состоялся лишь в 1958 году уже на яхтах 12-метрового класса.

Из тех двенадцати яхт J-класса на сегодня сохранились всего три. Они до сих пор принимают участие в престижнейших регатах. В последующие двадцать лет американцы еще восемь раз успешно защитили владение кубком, и уже стало казаться, что никакая сила не заберет кубок с полки Нью Йоркского яхт-клуба.

Беда подкралась незаметно. В 1983 году американцы как обычно уверенно готовились к победе, но яхтсмены из Австралии приготовили секретное оружие, которое они скрывали даже во время проведения кубка – это был Т–образный киль с крылышками, приподнимавшими яхту из воды. В итоге чудо-киль, флаг с боксирующим кенгуру и шкипер Джон Бертран положили конец 132-летней победной серии американцев. И хотя в следующем розыгрыше Stars and Stripes вернули кубок в США, начало было положено.

В следующем розыгрыше 1988 года в клуб команд Кубка Америки впервые входит команда Новой Зеландии. Тот розыгрыш был разыгран скорее в суде, нежели на воде. Новозеландцы, воспользовавшись лазейками в дарственной грамоте вековой давности, выставили против американцев огромную 90-футовую лодку, построенную знаменитым конструктором Брюсом Фарром. Американцы ответили не менее достойно, впервые представив миру катамаран с жесткими парусами – предвестник нынешних катамаранов Кубка Америки последнего десятилетия. Это был первый и последний розыгрыш кубка, где принимали участие суда различных классов: килевая яхта против катамарана. А победитель определился в суде -- им снова были признаны яхтсмены США.

Но все же новозеландцы не думали сдаваться. И их время настало. В 1995 году команда Black magic, ведомая знаменитым Питером Блейком, с мало кому известным тогда Расселом Куттсом на руле, разгромила американцев на яхтах нового класса «Кубок Америки» со счетом 5-0 и впервые привезла кубок в Окленд. А через пять лет яхтенный мир встретил всем известное сегодня название Team New Zealand -- команда Блейка второй раз подряд забрала кубок, победив в финале Luna Rossa.

Слава новозеландцев настолько гремела по миру, что никто особо не обратил внимания на никому не известную команду Alingi из Швейцарии. И оказалось вдруг, что озерные яхтсмены могут побеждать. Alingi дважды подряд забрала кубок себе (в 2003 и 2007 гг.), но уже в 2010-м так же, как возникла из ниоткуда -- так и пропала в никуда. А кубок вновь достался американцам, на сей раз уже синдикату BMW Oracle.

Ну, а главная ирония в том, что трофей, учрежденный королевой Виктории для утверждения величия Британской империи, так ни разу и не достался британцам.

Продолжение истории Кубка Америки -- в следующей публикации.

Видеоблог Михаила Савельева о яхтах, парусах, людях по ссылке.