Сколько стоит болеть за хоккеистов в России и США

Считаем билеты и атрибутику в рублях и долларах
Болельщики хоккейного «Спартака» /Станислав Красильников/ТАСС

Континентальная хоккейная лига (КХЛ), появившаяся в 2008 г., задумывалась как «наш ответ Чемберлену». На этапе становления проекта российские спортивные функционеры строили далеко идущие планы, а в качестве конкурента воспринимали только одну цель — НХЛ. К активной агиткампании присоединялись и хоккеисты. Например, Яромир Ягр, игриво коверкая ударения, утверждал в рекламных роликах: «Скоро выиграть Кубок Гагрина будет почетнее, чем Кубок Стэнли».

13 лет спустя КХЛ и НХЛ сравнивают все реже. Доминирование североамериканской лиги над всем остальным хоккейным миром едва ли у кого-то вызывает сомнения. В КХЛ же почти не осталось звезд не то что калибра Ягра — пока еще третьего снайпера в истории НХЛ. Карьеры закончили Алексей Морозов, Сергей Зиновьев, Алексей Яшин, Сергей Мозякин, последний сезон проводит Данис Зарипов.

Лучший снайпер прошлого сезона КХЛ — Дмитрий Яшкин, выступавший в московском «Динамо» — никак не может найти себя за океаном. В 12 матчах за «Аризону» у него только одна голевая передача и удручающий показатель полезности «-6». В «Динамо» чех российского происхождения шел по графику одно очко за матч — в 59 играх регулярного чемпионата он набрал 60 баллов.

Пропасть между КХЛ и НХЛ велика не только в спортивном, но и в финансовом плане. В Северной Америке клубы приносят прибыль своим владельцам, в России — нет. Восемь лет назад один из бессменных руководителей СКА Роман Ротенберг заявлял, что петербургский клуб вышел на самоокупаемость, но документами эту информацию не подтвердил.

Летом 2021 г. генеральный директор челябинского «Трактора» Владимир Кречин оценил доходы клуба по итогам прошлого сезона в 500 млн руб. Но только на контракты хоккеистов уральцы потратили в полтора раза больше. Кроме того, Кречин отметил, что «ни один клуб КХЛ не приблизился к самоокупаемости».

Стоимость билетов на стадионах клубов КХЛ мало зависит от географического положения. СКА в Санкт-Петербурге продает билеты в диапазоне от 250 до 950 рублей, «Трактор» в Челябинске — от 300 до 1 200 руб. На общем фоне выделяются москвичи: так, просмотр матчей «Динамо» с лучших мест обойдется зрителям в 2 000 руб. Максимальная цена билета на игру ЦСКА — 3 000 руб.

В НХЛ ценовая политика в отношении билетов тоже выглядит единообразной, но порядок этих цен совершенно иной. Например, самая дорогая франшиза лиги — «Нью-Йорк Рейнджерс», стоимость которого составляет $1,65 млрд, продает билеты в интервале от $42 от $235 (3 066 — 17 155 руб по сегодняшнему курсу). Понаблюдать за тем, как Александр Овечкин подбирается к Уэйну Гретцки в домашних матчах «Вашингтона», можно за $35 — $215 (2 555 — 15 695 руб).

Однако иногда в Северной Америке совпадение некоторых событий может кратно увеличить стоимость билетов. Так, в июне этого года цены на первый матч «Монреаль Канадиенс» в финальной серии Кубка Стэнли стартовали с отметки $5 600 (больше 400 000 руб). Стоимость самого дорогого билета и вовсе исчислялась миллионами рублей — $30 600 (2,2 млн руб). На столь стремительный взлет цен повлияли два фактора: во-первых, власти Монреаля запретили клубу размещать на трибунах более 3 500 болельщиков из-за напряженной эпидемиологической ситуации; во-вторых, «Канадиенс» не играли в финале плей-офф больше четверти века, с 1993 г.

Отдельно и много клубы НХЛ зарабатывают на размещении болельщиков в VIP-ложах. На российских аренах элитных помещений либо гораздо меньше, либо нет вообще. Кроме того, чаще всего в ложи попадают статусные или почетные гости.

А вот разница между российскими и североамериканскими магазинами хоккейных клубов не столь велика. Например, джерси любой звезды НХЛ можно купить за $229,99 (16 789 руб) — это фиксированная цена на официальном сайте лиги. За нанесение на игровой свитер собственной фамилии заокеанскому болельщику понадобится доплатить $24 (1 753 руб).

Действующий обладатель Кубка Гагарина — «Авангард» — шьет свитера с фамилией и номером болельщика за 11 990 руб. Игровой свитер с фамилией и номером любого хоккеиста команды обойдется в 9 990 руб.

Некоторые клубы КХЛ монетизируют атрибутику в буквальном смысле по букве. Так, «Локомотив» продает игровые свитера за 4 100 руб. При этом за нанесение одной цифры в официальном магазине берут дополнительно 250 руб, за букву — 100 руб. По желанию покупатель может добавить на джерси отметку капитана или ассистента капитана (100 руб) и даже траурную ленту в память о разбившейся в 2011 г. команде (100 руб). Нанесение номера на рукава потребует дополнительно 400 руб. Таким образом, за свитер «железнодорожников» с отметкой капитана, траурной лентой, двузначном номером на рукавах и спине, а также фамилией из семи букв болельщику придется выложить 5 900 руб.