Чемпионат мира-2022 изменил Катар. Страна вложила $300 млрд в инфраструктуру

До ЧМ ровно год, а Катар уже получил новые дороги, аэропорт, метро и даже целый город
Строительство стадиона «Аль-Байт» в Катаре к ЧМ-2022 /EPA

По данным Bloomberg.com, в 2014 г. Катар планировал инвестировать в развитие инфраструктуры и строительство новых объектов к чемпионату мира-2022 $200 млрд. Лишь $4 млрд из них были зарезервированы на стадионы. В 2021 г. оценка совокупных затрат выросла до $300 млрд. В 2017 г. министр финансов Катара Али Шариф Аль-Эмади заявил, что государство еженедельно тратит на инфраструктурные проекты к ЧМ по $500 млн.

Турнир стал для страны не только возможностью заявить о лидерстве в ближневосточном регионе, но и показать всему миру: эпоха нефтегазовой экономики в прошлом, эмират превращается в технологичную страну будущего.

Новый транспорт

Самые крупные затраты Катара связаны с транспортными проектами. Строительство скоростной автомагистрали Doha Expressway, включающей 800 км новых дорог, началось еще в 2007 г., до того, как Катар получил ЧМ (это случилось в 2010 г.), но основная часть работ пришлась на период подготовки к турниру. 

К 2020 г. проект был завершен на 90%. Новая дорожная сеть объединит спортивные объекты ЧМ на юге и севере от Дохи, и поможет разгрузить центр столицы. В объезд Дохи в 2019 г. запустили окружную трассу, чтобы избавить город от грузового транспорта. Общая сумма затрат на шоссейные проекты составила больше $8 млрд.

В 2014 г. в Катаре открыли новый аэропорт. С 2013 г. количество пассажиров, использующих авиасообщение с Дохой, увеличилось на 15 млн, достигнув к 2019 г. 38,8 млн в год. В год ЧМ аэропорт Хамад планирует принять до 60 млн человек. Кроме того, в 2017 г. в Катаре заработал новый морской порт стоимостью $7,4 млрд, через который в страну прибывала основная часть строительных материалов для стадионов и нового метрополитена Дохи.

Автоматизированное метро стало еще одним инфраструктурным новшеством к ЧМ. Его строительство началось в 2013 г., а уже с мая 2019 г. по трем линиям протяженностью 76 км, соединяющим столицу с соседними городами, поехали первые скоростные поезда без машинистов.

Общая стоимость проекта (пока завершена только его первая фаза) составляет $36 млрд. Он стал частью глобальной стратегии правительства Катара по диверсификации и модернизации страны, на которую планируется потратить 130 млрд евро государственных и частных средств. А главным элементом программы стал новый город.

Новый город

По запросу правительства Катара крупная инвестиционная компания Qatari Diar Real Estate построила с нуля город Луcаил, где пройдет финал чемпионата мира. Ориентировочная стоимость проекта составляет $45 млрд.

Город запланировали еще в 2005 г. как центр диверсификации экономики страны: там должна была появиться крупнейшая в Персидском заливе пристань для яхт, деловые районы и торговые центры. Но строительство началось лишь в 2010 г. Лусаил находится лишь в 15 км от Дохи и соединен со столицей новой веткой метро.

По расчетам, он сможет принять порядка 450 000 человек, причем больше половины станут постоянными жителями города. Необходимость в крупном урбанистическом проекте возникла после резкого увеличения населения Катара во второй половине 2000-х – на 128% (с 750 000 в 2005 г. до почти 2 млн в 2010 г.)  из-за привлечения к постоянной работе иностранных граждан. Сейчас из 2,6 млн населения только 12% катарцы. Среди остальных 88% преобладают выходцы из Бангладеша, Пакистана и других развивающихся стран, которые заняты в том числе на объектах ЧМ.

И все же Лусаил ориентирован на местных жителей и более квалифицированных иностранных рабочих. «Это город будущего, после чемпионата мира он трансформируется, чтобы стать сердцем совершенно нового сообщества», – рассказал о планах генеральный секретарь комитета по наследию ЧМ Хассан Аль Тавади. К 2020 г. инфраструктура Лусаила была готова на 95%, а уже в ноябре 2021 г. в городе прошел первый в истории Катара Гран-при «Формулы-1».

Обновится к ЧМ и Доха. В центре города строится новый квартал площадью 310 000 кв. м. и стоимостью $5,5 млрд. По задумке, район будет в основном пешеходным. Более 100 зданий, объединенных общим архитектурным стилем, спроектированы так, чтобы защитить пешеходов от палящего солнца – в них расположатся и госучреждения, и общественные места, и жилье. Кроме того, в столице недавно  обновили канализационную систему, потратив $2,67 млрд.

Новые стадионы

В 2009 г. в заявке Катара для ФИФА значились 12 стадионов, в том числе девять новых. Позже в связи с большим количеством инфраструктурных проектов (и затрат на них) число новых стадионов было сокращено до шести, еще один решили полностью реконструировать, а к арене «Халифа», где проходил чемпионат мира по легкой атлетике 2019 г. – добавить 20 000 посадочных мест.

Самым большим стадионом ЧМ – на 80 000 зрителей – станет «Лусаил», возводимый в новом городе (открытие запланировано на следующий год). Арена примет 10 матчей, в том числе финал. Дизайн стадиона, разработанный британским агентством Foster + Partners, вдохновлен древними арабскими узорами. При этом проект отвечает требованиям концепции устойчивого развития.

После турнира большая часть зрительских мест будет демонтирована, объект будет преобразован в многоцелевое общественное пространство, куда войдут школы, кафе, спортивные сооружения, поликлиники и торговые центры. Для остальных арен тоже предусмотрены четкие планы не только футбольного использования после чемпионата мира.

Все арены оборудованы солнечными батареями, а на семи из восьми стадионов будет функционировать инновационная система охлаждения воздуха. Шесть арен уже сданы в эксплуатацию.

Один из самых инновационных оъектов – «Рас Абу Абуд» на берегу Персидского залива – готовится к открытию. Его внутренняя и внешняя облицовка сделана из переработанной стали 974 контейнеров для перевозки грузов. После чемпионата стадион целиком разберут, а материал пойдет на нужды спортивных и общественных объектов как внутри Катара, так и за его пределами.

«Составляющие части могут быть переданы в дар странам, нуждающимся в спортивной инфраструктуре. Красота этого стадиона заключается в возможности безграничного наследия», – заявил менеджер проекта Мохаммед Аль Атван.

Такая продуманная программа использования арен после ЧМ связана с тем, что Катар совсем не футбольная страна: в 2022 г. национальная команда впервые примет участие в мировом первенстве, в клубном чемпионате играют 20 команд, разбитые на два дивизиона. Расходы на содержание больших стадионов, которые не будут востребованы, не входят в планы Катара. Кроме того, стране нужно продемонстрировать свое внимание к теме экологии.

По расчетам ФИФА, проведение ЧМ в Катаре принесет на 1,5 млн тонн больше выбросов углекислого газа, чем турнир-2018 в России. И Катар старается компенсировать негативное воздействие на окружающую среду. В том числе строительством в течение 10-15 лет двух крупных солнечных электростанций. На сооружение одной из них, мощностью 800 МВт, в 80 км от Дохи, уже провели тендер. Запланированная сумма инвестиций в проект составляет $500 млн.