Революция за 200 000 евро. Пять лет назад «Ювентус» радикально сменил имидж и вызвал гнев фанатов

Спортивные клубы часто идут на дизайнерские реформы, но редко попадают в точку
Нынешний логотип «Ювентуса» был представлен в январе 2017 г. /Getty Images

В январе 2017 г. «Ювентус» — сегодняшний соперник «Зенита» по Лиге чемпионов — представил новый логотип. «Старая Синьора» никогда не отличалась постоянством стиля — за 120 лет клуб испробовал 15 вариантов эмблемы. 16-й оказался революционным.

До этого «Ювентус» ограничивался косметическими изменениями: ключевые элементы — черно-белый щит и считающийся символом Турина бык — неизменно находили свое место на клубном гербе. Предыдущий логотип продержался на экипировке футболистов 12 лет и снискал колоссальную популярность среди футбольных болельщиков не только в Италии, но и за ее пределами.

Новый проект понадобился «Юве», чтобы установить контакт с другой аудиторией. «Зачем нам нужен этот логотип? — объяснял президент клуба Андреа Аньелли. — Потому что нам нужно не только определить принадлежность к чему-то, но и определить стиль «Ювентуса», который можно использовать, обращаясь к разным аудиториям: детям, женщинам, молодежи. Мы хотим, чтобы они стали ближе к нам не только из-за футбола, который остается для нас главным, но и из-за нашей философии, нашего стиля».

Эмблема оказалась в высшей степени минималистичной. Дизайнеры использовали всего два элемента: заглавную букву «J» и изображение полос игровой футболки. В пресс-релизе нанесенные символы назвали «ДНК клуба». Но многолетние фанаты, напротив, увидели в этом драматический разрыв с традициями.

А вот с фланга соперников и сторонних наблюдателей на «Юве» обрушился поток шуток. Эмблему дополняли новыми буквами:

Переворачивали:

И переиначивали:

В сети также шутили, что футбольный гранд просто сэкономил на дизайнерах. Итальянские журналисты сообщали, что работа специалистов обошлась клубу в 200 000 евро.

Сами по себе изменения эмблемы в европейском футболе — ситуация вполне заурядная. Правда, универсального подхода к этому процессу нет. «Манчестер Сити» в декабре 2015 г. устроил голосование среди болельщиков — они выбирали отдельные элементы, которые необходимо отобразить на эмблеме. В итоге англичане удалили с логотипа орла, который пробыл там почти 20 лет, и поместили три новых знака: корабль как символ торговых связей Манчестера, три ленты как символ трех главных городских рек и красную розу как символ связи Манчестера с графством Ланкашир.

Часто клубы меняются по пути наименьшего сопротивления. «Пари Сен-Жермен» (ПСЖ) в 2013 г. увеличил одни элементы и скорректировал цвета других. Параллельно легкую реформацию провел и мадридский «Атлетико». В ответ болельщики испанского клуба устроили демонстрацию перед домашним стадионом, запустили интернет-кампанию под хэштегом #ElEscudoNoSeToca («Не трогайте эмблему») и даже оформили петицию на Change.org. «Зенит» последний раз менял образ в том же 2013-м: отказался от круглой формы логотипа, изменил шрифт и акцентировал внимание на легендарной стрелке.

Обособились от остального мира североамериканские лиги — логотипы самых известных клубов НХЛ и НБА передаются из поколения в поколение. Например, в старейшей хоккейной организации Канады — «Монреаль Канадиенс» — не притрагиваются к лого 114 лет — с момента основания. Более молодые и менее консервативные клубы предпринимали попытки сменить образ, но чаще всего натыкались на непонимание. Так, «Баффало» в середине десятых заменил знаменитые клинки на фигуру зубра. Форма просуществовала четыре сезона — больше не вытерпели болельщики. За полтора десятка лет до этого успешным оказался протест фанатов «Нью-Йорк Айлендерс»: они отстояли надпись «NY Islanders» и силуэт нью-йоркского острова Лонг-Айленд. Управленцы клуба планировали заменить исторические символы на рыбака в плаще.