Суммарный финансовый вклад букмекеров в российскую спортивную индустрию за 2020 г. оценивается в 10 млрд руб.

Букмекерский бизнес всегда был удобным объектом для критики и сомнительных инициатив, хотя и является главным донором российского спорта
Евгений Разумный / Ведомости

Вряд ли кто-то точно назовет год и даже десятилетие, когда в России появились букмекеры, – границы определений слишком размыты. Да, первый ипподром в России появился в 1826 г., но уместно ли сравнивать ставки на лошадей с букмекерским бизнесом в том виде, как мы его знаем сегодня? Серьезные букмекерские компании с российской пропиской возникли лишь на исходе XX в., в 1998-м. Но сопряжение с экономикой страны, да и с ее законами, у них было минимальным, если вообще было. Официальное признание букмекерский бизнес получил только в 2006 г., когда был принят закон о госрегулировании азартных игр.

В 2014-м букмекеры объединились под эгидой саморегулируемых организаций. Тремя годами позже регистрация в ней стала обязательным условием для получения лицензии ФНС. В 2016-м государство окончательно извлекло отрасль из тени, обязав компании проводить расчеты через центры учета переводов по интерактивным ставкам (ЦУПИС). С тех пор кто не в ЦУПИС – тот вне закона.

К 2016 г. удалось утрясти все проблемные вопросы. Примечательно, что только за тот год Роскомнадзор заблокировал 200 с лишним тысяч сайтов, нарушавших установленные госорганами букмекерские стандарты. Под запрет попали и все доменные имена зоны com, что на руку российским компаниям, соблюдающим законодательство. Их доля на мировом рынке невелика – чуть более процента, а устранение глобальной конкуренции помогает аккумулировать клиентуру внутри страны.

Важной вехой стал 2017 год, отмечает управляющий партнер агентства AdConsul Юлия Немцева, – введены обязательные целевые отчисления от азартных игр, «направляемые на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта» (ст. 6.2 № 244-ФЗ), одновременно были приняты поправки в ст. 27 закона о рекламе (№ 38-ФЗ от 13 марта 2006 г.), разрешающие рекламу букмекеров в спортивных телевизионных трансляциях, на специализированных сайтах в интернете, в спортивных сооружениях, на спортивной форме. 

Прорывным для отечественных букмекеров стал чемпионат мира – 2018. Рынок за год вырос более чем вдвое: игроки выложили из карманов 1,15 трлн руб., из которых 250 млрд – ставки на матчи чемпионата мира. Но столь же судьбоносным был и апрель 2017-го, когда букмекерским компаниям разрешили рекламировать себя на мероприятиях и в трансляциях, связанных со спортом. Безусловно, это спровоцировало мощный рост ставочного бизнеса.

УДВОИТЬ СТАВКИ

В начале ноября 2020-го президент России Владимир Путин по инициативе Министерства финансов поручил правительству к 1 марта 2021 г. подготовить законопроект о кратном увеличении доли целевых отчислений с букмекерских компаний на развитие спорта и об усилении госконтроля над финансовыми потоками в этой сфере. Минфин предлагает удвоить процент отчислений: теперь каждая компания должна платить в казну 10% дохода (раньше было 5%), но не менее 30 млн руб. в квартал.

Букмекеры, конечно, встревожены. Руководство страны, утверждают они, оперирует неполной и не всегда точной информацией.

«Происходящее слегка обескураживает, – недоумевает генеральный директор компании Tennisi.BET Руслан Сулейманов. – Совсем недавно государство уже увеличило нагрузку на букмекерскую отрасль: начиная с IV квартала 2020-го компании платят целевые отчисления со ставок не только на российские соревнования, как раньше, а вообще на все, включая иностранные и международные. По оценкам бизнеса, размер выплат по новой норме возрос почти в 4 раза. Букмекеры пожали плечами: тяжело, но будем платить, раз надо. И вдруг еще одно повышение... Получается, в общей сложности платежи увеличатся не в 2 раза, как было объявлено, а в восемь! Причем квартал еще не закончился, государство не успело оценить эффект от введенной нормы, ведь платежей пока не было, – и предлагает следующую. Нонсенс!».

Букмекерский бизнес всегда был удобным объектом для критики и сомнительных инициатив, хотя и является главным донором российского спорта, считает председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по букмекерской деятельности и тотализаторам и президент Первой СРО Николай Оганезов. «Депутаты, которые внесли данный законопроект, никогда не были связаны с регулированием индустрии развлечений или спорта, – говорит Оганезов. – Они предлагают учредить публично-правовую компанию в качестве регулятора отрасли, однако не указана ни одна функция, которая прямо или косвенно связана с реальным регулированием. Предусмотрена только функция сесть на финансовые потоки букмекеров и направить их через эту совершенно ненужную и непрозрачную структуру».

По отчету ФНС, общая выручка букмекеров за 2019 г. составила 197 млрд руб. В 2018-м было около 130 млрд, в 2017-м – около 70 млрд, в 2016-м – 47 млрд. Целевые отчисления на спорт – те самые, которые Минфин желает удвоить, – тоже прогрессируют. В 2017-м они составили 400 млн руб., в 2018-м – 807 млн, в 2019-м – 1,2 млрд.

Но совокупная прибыль отрасли не дает однородной картины по разным игрокам рынка. В прошлом году она достигла 30 млрд руб., причем у одних прирост прибыли в 9–10 раз, у кого-то вообще почти на 1000% – а у других «копеечный». Например, «Фонбет» заработал около 20 млрд руб., а большинство компаний, в том числе успешных, даже об одном миллиарде лишь мечтают. А есть и те, кто вообще сработал в убыток, потратившись на рекламные и прочие способы продвижения ради долгосрочной перспективы. Или заключил дорогие спонсорские контракты, чтобы интенсифицировать бизнес.

«Маржа букмекерских компаний стабильно падает из года в год, выручка растет лишь из-за больших оборотов», – объясняет заместитель генерального директора «Лиги ставок» Игорь Столяров.

ХЛЕБНОЕ ЗРЕЛИЩЕ

На долю пяти крупнейших букмекерских компаний страны (в топ-5 обычно входят «Лига ставок», «Фонбет», Winline, BetBoom и «Бетсити») приходится 85–87% рынка. Нетрудно прикинуть, уверяют букмекеры, что 10%-ные целевые отчисления с доходов (не с прибыли!) при нижнем пороге выплат в 120 млн руб. в год для многих букмекерских компаний станут неподъемной ношей. Тем более букмекеры считают, что вливают в спортивную экономику куда больше зафиксированных 1,2 млрд руб. отчислений, и этого тоже нельзя не учитывать.

Суммарный финансовый вклад букмекеров в российскую спортивную индустрию за 2020 г. оценивается в 10 млрд руб., из них 4 млрд потрачены на рекламные права в телетрансляциях «Матч-ТВ» на аукционах. Эти средства (не все, конечно, но большая их часть) впоследствии расходятся по клубам и федерациям за показ соревнований с их участием. Еще 5–6 млрд руб., по разным данным, стоимость спонсорских контрактов и генеральных партнерств. Ну и отдельной строкой идут те самые целевые отчисления на развитие спорта в стране, также аккумулируемые в федерациях.

«Целевые отчисления – это лишь малая часть денег, которые получает спортивная организация от букмекерских компаний, – объясняет Павел Бугров, заместитель генерального директора – председателя правления Федерации регби России. – Гораздо больше букмекеры платят по спонсорским контрактам. В случае если текущий баланс обязательств букмекерских компаний изменится, они, вероятно, будут вынуждены пересмотреть и существующие спонсорские соглашения. Вряд ли поправки приведут к тому, что спортивные федерации начнут получать больше денег от букмекеров».

Сегодня почти все букмекерские компании сотрудничают с клубами и сборными, лигами и федерациями. Причем не только в «топовых» видах. В спонсорских объятиях хорошо себя чувствуют бадминтон, настольный теннис, регби, хоккей с мячом, керлинг, включая молодежные и юношеские команды, но в новых условиях некоторые виды спорта вполне могут лишиться поддержки букмекеров.

«Букмекерские компании сегодня в большинстве своем – это IT-компании, рассуждает Бугров. – Они не сильно привязаны к земле, гораздо большую ценность для них имеют технологии и базы данных. Поэтому есть большой риск, что чрезмерное давление приведет к уходу части игроков в теневой сектор. При таком развитии событий о целевых отчислениях и защите прав игроков вообще можно забыть, так же как и о спонсорских соглашениях».

Снижение бюджетов букмекеров на спонсорские и трансляционные контракты вызовет принцип домино, добавляет Оганезов. «Это приведет к резкому падению доходности спортивных клубов и лиг, в также выкинет за порог рентабельности спортивные телеканалы», – говорит он.

Большой спорт неплохо зарабатывает на букмекерах. К примеру, более чем у половины клубов Российской премьер-лиги (РПЛ) есть сразу три источника бюджетных поступлений из этой отрасли: выплаты компании-партнера по спонсорским обязательствам, доля доходов РПЛ и процент отчислений букмекеров Российскому футбольному союзу. Прогнозы на сезон 2020/21 сулят РПЛ выгоду от сотрудничества с букмекерскими компаниями в размере 1,8 млрд руб. А контракт лиги с нынешним генеральным спонсором («Лигой ставок»), который получил за него ощутимые преференции (эксклюзивное право на рекламу в телетрансляциях футбольного чемпионата России, ролики на стадионных табло и т. д.), оценивается в 600 млн руб.

Если новые нормы отчислений в бюджет будут приняты, суммы будущих контрактов букмекеров со спортивными организациями вполне могут снизиться, а кому-то их финансового внимания может и не хватить.-

Другие материалы в сюжете