Как «Формула-1» пришла в Сочи и куда она уходит

От встречи с Брежневым до переговоров с Лужковым — «Ф-1» перепробовала много вариантов
Сергей Фадеичев/ТАСС

С 24 по 26 сентября пройдет Гран-при России по гонкам в классе «Формула-1». Звезды мирового автоспорта соберутся в Сочи в восьмой раз и, вероятно, эта гонка станет одной из последних для Краснодарского края — вскоре российский этап элитной гоночной серии планируют перевезти в другое место. «Ведомости. Спорт» рассказывают, как гонка появилась в сочинском Олимпийском парке и какие проекты Гран-при России так и остались нереализованными.

Первый Гран-при по автомобильным гонкам прошел в России за 100 лет до прибытия современных пилотов и болидов в Сочи. Усилиями основанного в 1904 г. Санкт-Петербургского автомобильного общества международную гонку удалось провести в 1914 г. Годом ранее энтузиасты автоспорта из России провели заезд без участия иностранных гонщиков по дорогам между Лигово, Красным Селом и станцией Александрово — на территории современного Красносельского района Санкт-Петербурга. В 1913 г. первым к финишу пришел Георгий Суворин — формально он считается первым чемпионом российского Гран-при. В 1914 г. в заезде приняли участие зарубежные пилоты, и чемпионом стал один их них — немец Вилли Шолль на автомобиле марки Benz опередил своих соперников. Развитие отечественного автоспорта прервала Первая мировая война. Санкт-Петербургское автомобильное общество переключило свою деятельность на военные нужды, а о проведении крупных гоночных событий никто не вспоминал до 1950-х гг.

Первый чемпионат мира по гонкам в классе «Формула-1» прошел в 1950 г. без участия СССР. Центральный автомотоклуб СССР вошел в Международную автомобильную федерацию (FIA) лишь шесть лет спустя, но о возвращении больших гонок в страну речи не шло. Разговоры о дебюте мировой серии в Советском Союзе начали набирать силу лишь в первой половине 1980-х гг. После проведения в Москве Олимпийских игр 1980 г. руководитель «королевских гонок» Берни Экклстоун предпринял попытку экспансии на неизведанный рынок. Он вступил в переговоры о возможности проведении Гран-при в СССР с ректором Московского автомобильно-дорожного института Леонидом Афанасьевым. Того проект заинтересовал, и дело продвинулось до переговоров Экклстоуна с Леонидом Брежневым. Генсек был большим любителем автомобилей и одобрил идею — Гран-при СССР включили в календарь сезона «Формулы-1» 1983 г.

Брежнев — не единственный лидер, с которым встречался глава «Ф-1» /Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Экклстоун согласился сделать гонку в Москве уличной. Локация проведения заезда варьировалась от улиц под стенами Кремля и Красной площади до ВДНХ и проспекта Андропова. В итоге, гонку договорились провести на Воробьевых горах, но ей не суждено было состояться. Организационный процесс не удалось завершить из-за смерти Афанасьева и последовавшей вскоре кончины Брежнева. Экклстоун переключил свое внимание на Венгрию — в этой стране в 1986 г. прошел первый Гран-при в социалистическом государстве. Вскоре Экклстоун предпринял еще одну попытку привезти «Формулу-1» в СССР, начав переговоры о строительстве трассы в московском Тушино, но проект застопорился и потонул в бюрократических препонах.

В 2000-х гг. обсуждения «Формулы-1» в России снова набрали силу. Помимо Москвы, но проведение гонки стал претендовать и Санкт-Петербург, где в 1999 г. начали строить «Пулковское кольцо» — автодром, который в теории должен был принять Гран-при. В этот раз реализации планов помешали финансовые проблемы. В Петербурге хотели провести гонку на 300-летие города (к 2003 г.), но затраты на экспресс-постройку автодрома и всей необходимой инфраструктуры оказались слишком высокими. В Москве в начале тысячелетия разрабатывался проект автодрома в Нагатинской пойме. В 2002 г. Экклстоун снова посетил Россию, чтобы заключить соглашение о проведении Гран-при с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым, но тот посчитал проект невыгодным и свернул его.

Последние перед Сочи переговоры о проведении этапа Гран-при в России велись с автодромом Moscow Raceway в Волоколамском округе в 77 км от столицы. Его владелец Рустем Треуглов в интервью Forbes рассказывал, что проект, который запустили в конце 2003 г., строился с прицелом на Гран-при, и переговоры о его проведении действительно велись, однако прекратились после объявления о выборе Сочи в качестве места для гонки.

Сочи выиграл право на проведение Зимних Олимпийских игр 2014 г. в 2007 г. С началом строительства олимпийских объектов организаторы стали задумываться об использовании инфраструктуры после окончания Олимпиады — тогда городом заинтересовалось руководство «Формулы-1». 9 октября 2010 г. были согласованы условия контракта на проведение Гран-при России в Сочи, а пять дней спустя, в присутствии президента России Владимира Путина соглашение было подписано. Контракт был рассчитан на семь лет с опцией продления, которая вступила в силу в 2017 г. Сейчас «Формула-1» имеет договор с Гран-при России до 2025 г.

Первый российский этап современного Гран-при «Формулы-1» прошел уже после Олимпиады — 12 октября 2014 г. Гонку выиграл пилот «Мерседеса» Льюис Хэмилтон, и с тех пор «Сочи Автодром» стал местом триумфа немецкой команды. В последующие годы помимо британского чемпиона на ней побеждали только Нико Росберг (2016 г.) и Валттери Боттас (2017 и 2020 гг.). Трек на юге России не входит в число любимых у болельщиков и пилотов. Трасса в Сочи слишком прагматична и не дает гонщикам множества возможностей для обгонов и маневров. Так, в заезде 2017 г. пилоты суммарно обменялись позициями всего один раз.

После первой гонки в Сочи Хэмилтон получил трофей лично из рук президента /Сергей Савостьянов/ТАСС

«Если быть честным, то российская трасса не так увлекательна, — говорил британский пилот «Макларена» Ландо Норрис в 2019 г. — Но здесь было несколько хороших гонок в прошлом. Рад, что нас ждет еще один гоночный уик-энд, но это не еще одна ночная гонка в Сингапуре, поэтому это не так круто».

Судя по всему, Гран-при России 2021 г. станет предпоследним для Сочи. В 2023 г. российский этап гоночной серии переедет на новый автодром «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом. Трек обещает быть более зрелищным, нежели сочинский — там планируется обустроить несколько 12-градусных подъемов и спуск, а обгонных зон на трассе будет как минимум три. Придется ли петербургский автодром по душе гонщикам и любителям серии — покажет лишь время.