Из пилотов в финансисты: куда вкладывает состояние экс-чемпион «Формулы-1»

Нико Росберг теперь популярный видеоблогер, продавец мороженого и крупный инвестор в недвижимость и технологии
DPA / TASS

Сезон «Формулы-1» приближается к экватору: после 11 из 23 этапов Макс Ферстаппен из «Ред Булл» отстает от семикратного чемпиона Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса» всего на восемь очков. Но забрать у Хэмилтона титул будет непросто. Последним, кому это удавалось, был немец Нико Росберг. Исключительный пилот, побеждавший двух семикратных чемпионов на равной машине. В итоговых протоколах 2010–2012 гг. он оказывался выше напарника по «Мерседесу» – легендарного Михаэля Шумахера. А в 2016 г. взял титул, опередив нового партнера по команде – Льюиса Хэмилтона.

Победа в сезоне-2016 стала для Росберга единственной в карьере – и далась пилоту настолько тяжело, что вскоре Нико объявил об уходе из спорта. Он разорвал двухлетний контракт с восьмизначной зарплатой и договорился с «Мерседесом» о финансовой компенсации за то, что два года не будет выступать за другие команды в любых гоночных сериях.

С 2019 г. Росберг имел право вернуться в гонки, но даже не стал рассматривать такой вариант. «Меня невозможно мотивировать деньгами, – признался 36-летний спортсмен в недавнем интервью Formel1.de. – В «Формуле-1» я достиг, чего хотел: стал чемпионом мира. Я счастлив в новой жизни».

Экскурсия в Tesla и беспилотники

После завершения гоночной карьеры Росберг взялся за финансовое самообразование. В интервью Bloomberg Нико признавался, что читает книги об Илоне Маске и Уоррене Баффетте. Кроме того, в 2017 г. Росберг отправился в ознакомительный тур по Кремниевой долине – как знаменитость и потенциальный инвестор.

Среди самых ярких впечатлений экс-гонщика – знакомство с главным конструктором Tesla Францем фон Хольцхаузеном и тест-драйв Tesla Model 3. «Я задал жару этой машине, – вспоминал позже Росберг. – Проехал на полную, без компромиссов».

Кроме Tesla, Росберг побывал в Waymo, где разрабатывают собственные беспилотники, и познакомился с сооснователем Instagram Майком Кригером. А вот с Илоном Маском, к сожалению, пообщаться не получилось. «Мне нравится, что Маску плевать на то, что о нем и его проектах думают или говорят. Он просто делает свое дело... задает тон. Благодаря его усилиям целый сектор ринулся электрифицировать автомобили и осваивать космос. Все просто испугались, что Маск займет эти ниши в одиночку», – делился Росберг с журналистом Bloomberg.

Вскоре после поездки в Калифорнию Росберг начал активно инвестировать – и заметная часть его вложений касалась стартапов в сфере транспорта. К примеру, экс-чемпион мира стал совладельцем сервиса Lyft – агрегатора поездок и заменителя такси, который параллельно создает и свой беспилотник. Еще одна похожая инвестиция – немецкий разработчик беспилотных летающих такси на электротяге Lilium. И конечно, SpaceX – космический проект Илона Маска.

От гонок до мороженого

Увлекшись инвестициями, Росберг не забыл и о гонках. Для начала спортсмен завел видеоблог на YouTube, где регулярно устраивает тест-драйвы, анализирует происходящее в «Формуле-1», общается с интересными гостями и т. д. Экс-чемпион мира уже набрал больше миллиона подписчиков и может монетизировать свою видеоактивность. А весной 2018 г. Росберг стал миноритарным совладельцем самой быстрорастущей гоночной серии на планете – «Формулы-Е». Это чемпионат, где участвует больше десятка автопроизводителей, а «очередь на вход» такая, что организаторы вынуждены отказывать некоторым желающим, чтобы не превращать гонки в столпотворение.

Porsche, Jaguar, Mercedes-Benz, BMW, DS, NIO, Audi и многие другие автомобильные компании выставляют команды в электрической «Формуле-Е», чтобы сообщить фанатам о своих инновационных разработках. Tesla, разумеется, не участвует – ей реклама в гонках не нужна.

«Не думаю, что Росберг чем-то серьезно отличается от других спортсменов, которые завершили карьеру и ищут себе применение, – оценил инвестиционный подход экс-чемпиона руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. – Бывшим спортсменам нужен адреналин, а финансовые рынки могут дать его в разнообразной форме».

Обычно к окончанию карьеры у топ-спортсменов сформирована солидная финансовая подушка, которую вполне можно инвестировать ради пусть небольшого, но стабильного дохода, считает Разуваев. «В предпочтениях Росберга инвестировать «во все движущееся» совпало два фактора: мода и профессиональная деятельность», – добавляет он.

Потенциал сегмента Разуваев оценивает ниже, чем 10 лет назад был у мобильной связи или онлайн-торговли. Кроме того, эксперт опасается общего падения на мировом рынке ценных бумаг на фоне налоговой реформы президента США Джозефа Байдена и результатов американских компаний, которые могут оказаться хуже ожиданий. «Но рисковые инвестиции лишь часть портфеля Росберга, и этой частью он готов рискнуть», – считает Разуваев.

И действительно: Росберг не только инвестирует в стартапы, но и развивает собственный бизнес. Еще в 2014 г. Нико стал бизнес-партнером своей жены – пара открыла кафе-мороженое Vivi’s Creamery на Ибице. В 2020 г. экс-чемпион запустил фестиваль зеленых технологий Greentech Festival, который проводит на этапах «Формулы-Е».

В 2021 г. Нико Росберг основал собственную команду. Rosberg X Racing выступает в недавно появившемся чемпионате по гонкам по бездорожью Extreme E – разумеется, на электромобилях. На момент выхода номера Rosberg X Racing лидирует в командном зачете, а коллектив Льюиса Хэмилтона Team X44 занимает второе место.

/DPA / TASS

Описать весь мир тремя словами

Помимо проектов, вдохновляющих его лично, Росберг собрал солидное портфолио инвестиций, сделанных «по следам» крупных венчурных фондов. В интервью Bloomberg чемпион признался, что в «Формуле-1» познакомился со многими венчурными инвесторами – и теперь использует их «подсказки».

«Формула-1» всегда была грандиозным инструментом по «открыванию дверей» – мне оставалось только максимизировать этот эффект, – признался Росберг. – Чуть сложнее мне приходится в Америке, поскольку мало кто знает о «Формуле-1» в США. Так что в основном я концентрируюсь на инвестициях в европейские стартапы. Им точно нужен толчок».

Росберг вложился в Atomico – гигантский венчурный фонд, взрастивший не менее 11 компаний-единорогов с капитализацией от $1 млрд. Среди них финский разработчик видеоигр Rovio, британские соцсетевые букмекеры Betable, португальский сервис по поиску жилья для студентов Uniplaces и шведский финтех Klarna.

Особое удовольствие Росбергу доставляет участие в стартапе What3words, который пытается заменить привычные всем координаты (широту и долготу) словесными описаниями – по три слова на каждый квадрат суши. Землю в What3words разделили на 57 трлн квадратных участков три на три метра. По замыслу основателя компании Криса Шелдрика в будущем его сервис заменит и GPS, и классические адреса с номерами домов.

«What3words, возможно, самый крутой стартап, в который я вложился, – комментирует свой выбор Росберг. – Получится ли у них убедить людей отказаться от существующей системы адресов? Не знаю. Но если получится – это изменит мир и окажет колоссальное влияние на развивающиеся страны, где сейчас катастрофическая ситуация с навигацией».

Вложения в подобные What3words проекты – это попытка найти бизнес, который выстрелит в ближайшем будущем, считает ведущий стратег Exante Янис Кивкулис. «Это высокорисковые инвестиции, но с потенциально высокой доходностью, – добавляет эксперт. – Даже если представить, что мировые рынки близки к пику и вскоре акции технологичных стартапов упадут, как в 2001 г. лопнул пузырь домкомов, у Росберга достаточно времени и средств, чтобы пересидеть убытки по отдельным вложениям».

За всем стоит недвижимость

Несмотря на множество высокорисковых вложений, Росберг называет себя консервативным инвестором: параллельно с хайповыми компаниями немец методично скупает недвижимость в Монако.

«Я очень осторожен, – утверждает Росберг. – Ни за что не притронусь к той части капитала, которая генерирует доход, – эти деньги я оставлю своим детям. В Монако каждый объект стоит довольно дорого, зато на некоторых лотах я получаю по 3% годовых. И это абсолютно безопасно».

Вряд ли высокорисковые инвестиции превышают вложения Росберга в предсказуемый рынок недвижимости Монако, считает Кивкулис. «Так и должно быть, – добавляет он. – Основная часть инвестиций – скучная и не требует затрат времени и внимания, а меньшая – вовлекающие и возбуждающие».

Недвижимость – это классика инвестиционного жанра, соглашается Разуваев. Кроме того, по его наблюдениям, бывшие спортсмены для консервативных вложений предпочитают евро, а не другие мировые валюты. «В составе рискового портфеля любят крипту, но это издержки азартной спортивной натуры, – говорит эксперт. – В любом случае у инвесторов всегда есть «скамейка запасных», т. е. другая часть портфеля, которая уравновешивает риски первой».