Инновация года: NFT-проекты захватывают спорт. У индустрии уже был кризис, но она быстро растет

К концу 2021 года рынок NFT в спорте Deloitte оценивает в $1 млрд и прогнозирует удвоение оборота в 2022 году
Матч Портленд Трэйл Блэйзерс — Юта Джаз /Getty Images

Еще весной большинству проектов в этой области приходилось вести просветительскую работу: объяснять, что NFT дает возможность владеть цифровыми объектами по блокчейн-модели. Виртуальным объектом, выставленным на продажу, может быть и картина, и аудиозапись, и – особенно востребованное в спорте – видео какого-либо значимого эпизода.

Рынок NFT в целом по прогнозам вырастет к 2025 г. до $75 млрд с нынешних $14 млрд, то есть поднимется в пять раз, а спортивный сегмент в этом процессе видят одним из основных – во многом благодаря тому, что лигам, организаторам турниров, вещателям и остальным участникам рынка фактически нужно только переупаковывать и грамотно представлять публике уже имеющийся контент.

В сфере искусства, например, как правило, речь идет о создании нового произведения – это требует и времени, и ресурсов, к тому же не всегда есть гарантия качества и востребованности. А в спорте яркие моменты с участием звезд происходят постоянно, становятся частью трансляций – вопрос только в правообладании.

Для спорта эту территорию открыла Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), запустившая площадку NBA Top Shot – там лимитированным количеством выпускают хайлайты актуальных и исторических моментов, провоцируют таким образом интерес коллекционеров к собиранию полных комплектов и зарабатывают в том числе за счет аукционов.

В октябре платформа делилась наблюдениями: после заметного снижений клиентской активности в межсезонье к старту чемпионата НБА за счет выхода новых коллекций объемы продаж подросли, суммарно к тому моменту более 350 000 пользователей совершили 10,5 млн транзакций.

Следом за НБА в NFT-гонку включились другие организации и даже атлеты, в том числе в России: свою коллекцию в сентябре выпустила Континентальная хоккейная лига (КХЛ), Российская премьер-лига (РПЛ) продала права на NFT-продукты крупному футбольному сервису Sorare. При этом футбольный «Спартак» договорился об NFT-партнерстве отдельно, свои токены выпустили Хабиб Нурмагомедов, Александр Усик, Константин Цзю и др.

По данным McKinsey, только в США средние продажи спортивных NFT за неделю в 2021 г. достигли $138 млн. Флагманские проекты в Северной Америке развивает компания Dapper Labs, именно она как оператор помогла взлететь NBA Top Shot (хотя ее предыдущие попытки вывести NFT-проекты на топ-уровень были не очень удачными), позже она заключила подобную сделку с Национальной футбольной лигой (НФЛ).

Главная лига американского футбола обладает еще большим потенциалом – она в целом и ее герои в США заметно популярнее представителей других видов спорта. NFT-проект анонсировали в конце сентября на старте сезона, пока на его отдельном сайте можно только присоединиться к листу ожидания, чтобы получить уведомление о старте продаж. Вероятно, большое начало продаж приурочат либо к старту плей-офф (9 января 2022 г.), либо к финалу – Супербоулу (13 февраля), который традиционно становится самым популярным событием года на американском телевидении.

В 2021 г. к зиме темп роста NFT-направления в спорте чуть замедлился, но за счет объема новых игроков и заметно выросшего охвата индустрия наверняка вскоре продолжит впечатлять экономикой.

Другие материалы в сюжете